О возможности трансформации государственных монополий

В условиях экономической реформы и перестройки системы отраслевого управления хозяйством существует реальная опасность трансформации монополии отраслевых министерств в монополию различного рода ассоциаций, концернов и т. д. Закономерный процесс образования структур, органически присущих многоукладной экономике с развитыми рыночными связями, нередко на деле оборачивается сохранением прежних рычагов монопольной власти под эгидой новой организационной формы. Особенно «благоприятной» средой для очередного витка укрепления монополизма становятся формирования, охватывающие целые отрасли производства (концерн «Газпром», ассоциация «Агрохим» и др.). Предприятия, рискуя быть отрезанными от каналов обеспечения материально-техническими ресурсами, «добровольно-принудительно» входят в состав подобных объединений. Их деятельность в рамках новых структур регулируется, как правило, с помощью традиционной министерской атрибутики (волюнтаристское перераспределение доходов членов ассоциации, ценовой диктат, искусственные приоритеты в снабжении ресурсами и сбыте продукции и т. д.).

Очевидно, нельзя сводить причины такого положения лишь к явлениям группового эгоизма, хотя они действительно имеют место. Причины гораздо сложнее. Они вызваны сложившейся нерациональной структурой производства, значительным отставанием развития наукоемких отраслей, новых технологий производства сырья и материалов. Все это объективно воспроизводит дефицит определенных ресурсов, а следовательно, и трудности в материально-техническом обеспечении производства. В условиях дестабилизации денежного обращения указанные трудности предприятия стремятся преодолеть, используя формы натурального обмена, а иногда и просто вымогательство.

Следует, в частности, учитывать тот факт, что всемерная ориентация на рост валовых показателей привела к существенному замедлению процесса обновления основных фондов. Получив определенную самостоятельность в планировании производства и распределении доходов, предприятие стремится провести коренную реконструкцию производства, замену устаревшего оборудования. Период такой реконструкции, в свою очередь, объективно связан с замедлением темпов роста производства, а подчас и с сокращением его абсолютных объемов.

Но наряду с объективными причинами, порождающими диктат поставщика, есть и причины субъективного порядка, обусловленные действующим механизмом в сфере обращения. Нередко потребитель вынужден соглашаться на кабальные условия договора не столько потому, что необходимая ему продукция остродефицитна и контрагент по договору является ее монопольным производителем, сколько в силу того, что сохраняются существенные ограничения выбора партнера по хозяйственным связям.

Элементы антимонопольной политики в нашей стране только зарождаются. Наличие устоявшихся монопольных отношений, соответствующих им структур, четко просматривающаяся система монополистических интересов их субъектов требуют разработки и последовательного проведения антимонопольной политики как составной части экономической политики социалистического государства, опирающейся на систему правовых основ. Играй на https://vulkan777igrat.com/sweet-life/ онлайн.
Товар добавлен в корзину
Если Вам нет 18, покиньте эту категорию. Если есть, нажмите далее.
7a029cba3f90e8f407c637b5a8a0baa2